Одна молекула гормона может омолодить мозг

Первая исследовательская группа изучала клото — гормон, связанный с долголетием.

Предыдущие исследования показали, что инъекции этого гормона мышам улучшают когнитивные функции. Но поскольку молекулы клото слишком велики, чтобы преодолеть гематоэнцефалический барьер, исследователи пришли к выводу, что гормон должен действовать на мозг через посредника.

Чтобы найти этого посредника, ученые вводили мышам клото и измеряли колебания уровня белка в крови животных.

Оказалось, что уровни тромбоцитарных факторов увеличились, а больше всего изменился PF4. Тромбоцитарные факторы — это белки, которые играют важную роль в процессе свертывания крови и образовании тромбов. Они помогают активировать тромбоциты и участвуют в образовании фибрина — вещества, которое стабилизирует тромб.

Другая группа показала, что плазма крови молодых мышей омолаживает мозг пожилых мышей. Изучив, чем молодая плазма отличается от старой, ученые обнаружили, что она содержит гораздо больше PF4. Третья группа обнаружила, что физические упражнения повышают уровень PF4, а доставка этого белка непосредственно в мозг мышей стимулирует рост новых нервных клеток (нейрогенез) в гиппокампе — области мозга, имеющей решающее значение для памяти.

Все эти исследования показывают, что PF4 улучшает когнитивные способности у мышей. Во-первых, введение этого белка в организм грызунов стимулирует нейрогенез, а это необходимо для когнитивных преимуществ. Во-вторых, PF4 усиливает нейронные связи в гиппокампе. В-третьих, введение PF4 старым мышам омолодило их иммунную систему, снизив уровень воспалительных белков и уменьшив воспаление в их мозге.

Основным ограничением новых исследований является то, что лишь немногие результаты, полученные на мышах, применимы к безопасным и эффективным методам лечения у людей. Однако ученые обнаружили, что уровень PF4 у людей, также как и у мышей, снижается с возрастом, а человеческий PF4 может улучшать когнитивные функции у грызунов.

Исследователи планируют начать испытания лечения на основе PF4 на людях в ближайшие годы. Однако возникает необходимость тщательно отслеживать возможные побочные эффекты. Будущие исследования также должны точно определить, как именно PF4 воздействует на организм и мозг.