В костях человека обнаружили кровеносные сосуды

Ученые из Университета Дуйсбург-Эссена (Германия) путем пары экспериментов установили, что в костях мышей и человека находится множество крошечных и ранее неизведанных кровеносных сосудов. Работа опубликована в журнале Nature Metabolism.

По заверениям иммунолога Матиаса Гюнцера (Matthias Gunzer), руководившего исследованием, никто не ожидал, что в XXI веке возможно открыть центральную анатомическую структуру, которая не описана в учебниках.

Само открытие произошло случайно. Гюнцер изучал флуоресцентно окрашенные клетки крови у мышей, когда заметил, как они проходят через твердую кость. Он начал поиски информации об этом феномене, но не нашел объяснений ни в одном из справочников. Тогда ученый решил выяснить причину.

Вместе с коллегами он приступил к исследованию. Они воспользовались веществом под названием этилциннамат, чтобы сделать кости мышей прозрачными. Затем, объединив флуоресцентную микроскопию с рентгеновской, специалисты обнаружили сотни маленьких сосудов, проходящих через кортикальный слой. Они определили, что в кости голени мышей содержится более тысячи таких сосудов. Через них проходит 80 процентов артериальной крови и 59 процентов венозной. Авторы назвали их транскортикальными сосудами (trans-cortical vessels).

В последующем исследователи захотели выяснить, есть ли такие же сосуды у человека. При помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ) они сканировали ногу Матиаса Гюнцера. На снимках ученые заметили в кости крошечные отверстия, как и у мышей, и посчитали их доказательством наличия транскортикальных сосудов у человека. Кроме того, их присутствие косвенно подтверждает медицинская техника внутрикостного вливания (intraosseous infusion), которая долгое время использовалась полевыми врачами для быстрого восстановления солдат.

Снимок бедра Матиаса Гюнцера, стрелками обозначены следы транскортикальных сосудов / ©Nature Metabolism

Сам Матиас Гюнцер так высказался об открытии: «Мы нашли кровеносные сосуды там, где и не подозревали найти. Это безумие, что еще остаются такие вещи, которых мы не знаем о человеческой анатомии».