Впервые в природе на молекулярном уровне обнаружена фрактальная структура

Ученые из Института наземной микробиологии имени Макса Планка (Германия) впервые обнаружили в природе фрактальную структуру на молекулярном уровне.

Узор увидели в ферменте цитратсинтаза, которым пользовалась цианобактерия Synechococcus elongatus. Этот фермент используют и другие организмы как часть цикла Кребса – серии химических реакций, в результате которых вырабатывается энергия. Но у S. elongatus фермент может принимать необычную форму треугольника, содержащего более мелкие треугольники внутри.

Цитратсинтаза состоит из одного строительного блока, или мономера, который может собираться в различные формы, некоторые из которых помогают расщеплять молекулы в цикле Кребса.

Используя электронный микроскоп, ученые обнаружили, что у S. elongatus мономеры могут собираться в треугольную форму, содержащую шесть мономеров, которые могут объединяться с двумя другими, образуя 18-мономерную форму. Затем он может объединиться с еще двумя, чтобы сформировать 54-мономерную форму, которая снова является треугольной и напоминает треугольник Серпинского.

Возможно, в природе существует больше таких сложных фракталоподобных форм, [и мы о них не знаем] просто потому, что пока не искали

Ард Луис, Оксфордский университет

Потенциально фрактальная форма фермента могла сыграть роль в эволюции, но на данный момент ее польза пока не выяснена, говорят ученые.