Перекрестный иммунитет защищает здоровых людей от COVID-19

Люди, сталкивавшиеся с представителями семейства коронавирусов до встречи с SARS-CoV-2, реже заражаются при домашнем контакте с больными ковидом.

Белки коронавирусов (SARS-CoV-2 и менее опасных видов – OC43 и HKU1), на которые перекрестно реагируют Т-клетки

У таких людей появляется перекрестный иммунитет — Т-клетки памяти, которые способны реагировать на белковые мотивы в составе SARS-CoV-2, похожие на мотивы менее опасных коронавирусов.

Биологи знали о существовании коронавирусов (вирусов с оболочкой, похожей на корону) задолго до пандемии COVID-19 — это семейство описали в журнале Nature еще в 1968 году. Выделенные тогда вирусы вызывали лишь симптомы обычной простуды.

Исследования показывают, что Т-клетки памяти, специфичные для инфекции такими коронавирусами человека, способны проявлять перекрестную иммунную реакцию — связывать частицы смертельно опасного SARS-CoV-2. Однако до сих пор не было известно, как именно присутствие таких Т-клеток влияет на вероятность заражения ковидом.

Исследователи из Имперского колледжа в Лондоне под руководством Рии Канду (Rhia Kundu) проанализировали процесс заражения ковидом при домашнем контакте с больными и его связь с наличием Т-клеток памяти к другим коронавирусам. В исследовании приняли участие 52 человека, живущих с пациентами, которым недавно диагностировали ковид.

После нескольких дней контакта с ковидными больными у участников собирали образцы крови, чтобы определить количество перекрестно-реактивных Т-клеток. Для этого биологи определили похожие участки белков SARS-CoV-2 и других коронавирусов — ими оказались участки белков спайка (именно его используют для производства многих вакцин), нуклеокапсида, мембраны, оболочки и белка ORF1. Участникам также делали ПЦР-тесты, чтобы отслеживать их заражение.

Оказалось, что у тех 26 людей, которым удалось не заболеть после контакта с пациентами, уровень Т-клеток памяти был значительно выше, чем у заразившихся (p = 0,0139). Интересно, что эти клетки были направлены на распознавание внутренних белков вируса, но не распознавали белки спайка.

Таким образом, исследование не только показало, что иммунитет к простуде из-за неопасного коронавируса способен защитить от инфекции SARS-CoV-2, но и открывает новый способ производства эффективных вакцин — с использованием внутренних белков вируса вместо спайковых.

Вакцину, основанную на активации Т-клеток, протестирует компания Emergex в Швейцарии. Ее разработчики считают, что их прививка в виде пластыря с микроиглами сможет создать более долговечный и устойчивый к мутациям иммунитет. О том, как появляются новые мутации и варианты SARS-CoV-2 читайте в материале «Наследники и смутьян».